Как известно, по инициативе палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в нашей стране проходит «Месячник Целей устойчивого развития». В его рамках проводится свыше 20 мероприятий – международных конференций, «круглых столов», общественных слушаний, посвященных каждой из Целей устойчивого развития, принятых в Узбекистане.
В частности, на днях в Ташкенте состоялась международная конференция на тему «Расширение участия институтов гражданского общества и лиц с ограниченными возможностями в достижении ЦУР», организаторами которой выступили Сенат и Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Национальный центр по правам человека, Центр устойчивого развития, Национальная ассоциация неправительственных некоммерческих организаций, Институт государства и права Академии наук Республики Узбекистан, агентства ООН, представительство Германского общества международного сотрудничества (GIZ). В его работе участвовали сенаторы и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, свыше 250 представителей научного и экспертного сообщества, институтов гражданского общества Узбекистана, а также зарубежные эксперты.
Основной акцент в мероприятии был сделан на рассмотрении вопросов расширения участия гражданских институтов, граждан, особенно лиц с инвалидностью, в реализации шестнадцати Национальных целей в области устойчивого развития Узбекистана до 2030 г., а также обсуждении проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О расширении участия граждан и гражданского общества в достижении Целей устойчивого развития».
Отметим основные выводы и заключения, к которым пришли участники международного форума.
Первое. Участники форума пришли к единому заключению о том, что сама концепция развития, прежде всего концепция устойчивого развития, является важнейшей составной частью философии реформ в Новом Узбекистане, основанных на идеях ценности человека, его достоинства, прав и свобод, а также новой парадигме развития «сначала человек – потом общество – потом государство».
Подчеркнуто, что идеи достижения ЦУР, опирающиеся на три – социальный, экономический и экологического столпа, являются связующим звеном масштабных реформ в Узбекистане, «красной нитью» проходят сквозь такие комплексные стратегические программы развития страны, как Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, а также Стратегия «Узбекистан-2030».
В частности, на конкретных примерах было показано, что пять направлений Стратегии «Узбекистан – 2030», не только соответствуют «Повестке дня – 2030» ООН, но и полностью охватывают все Национальные цели и задачи Узбекистана по устойчивому развитию. Участники конференции подчеркнули, что данная Стратегия и 100 ее целей, отражают стремление нашего народа построить Новый Узбекистан, создание всех возможностей для каждого гражданина для развития собственного потенциала, воспитание здорового, образованного и морально зрелого поколения, формирование сильной экономики, являющейся важным звеном мирового производства, обеспечение справедливости и верховенства закона, безопасности и стабильности.
В данном контексте постоянный координатор ООН в Узбекистане Консуэло В. Брюс напомнила слова Генерального секретаря ООН А.Гутерриша о масштабности целей и задач Стратегии «Узбекистан – 2030», и ее полную созвучность с ЦУР, а также выразила «готовность ООН и всех ее институтов в содействии практической реализации этого программного документа». При этом основным принципом Стратегии «Узбекистан – 2030» является «во имя чести и достоинства человека», а также идея «Не оставить никого позади». Она особо отметила, что ЦУР также полностью интегрированы в новую редакцию Конституции Узбекистана и другие важные национальные стратегии и концепции развития нашей страны.
Второе. На форуме подчеркнуто, что в новой редакции Конституции Республики Узбекистан отражены основные положения ЦУР и создана конституционно-правовая основа для их достижения, что еще раз показывает на твёрдую приверженность Нового Узбекистана Повестке дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
Участники международного форума особо отметили, что инициатором прошедшей конституционной реформы в Узбекистане, безусловно, был наш народ, широкие слои общественности, а ее главным идейным вдохновителем – Президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев.
Во-первых, в ходе выборов Президента Узбекистана в октябре 2021 года на встречах всех кандидатов с представителями электората было выдвинуто важное предложение, востребованное самой жизнью и продиктованное логикой демократических преобразований в нашей стране. Это – проведение конституционной реформы.
В частности, избирателями были выдвинуты предложения об актуальности и жизненной важности отражения в Основном Законе страны экологических прав человека, прав нынешних и будущих поколений жителей страны на благоприятную окружающую среду, улучшения ситуации в экологически неблагоприятных регионах. Отмечена необходимость дальнейшего укрепления конституционно-правовых основ защиты частной собственности, в том числе на землю и недра, обеспечения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов человека, межнационального и межконфессионального согласия в стране, повышения роли и статуса институтов гражданского общества, в т.ч. махалли, бережного донесения до будущих поколений традиционных ценностей, укрепления института семьи, развития государственной молодежной и гендерной политики, инновационной и зеленой экономики и экономики знаний, расширения инвестиций в экономику и социальную сферу.
Избиратели подчеркивали также важность определения статуса Узбекистана в качестве социального государства, расширения конституционной и социальной защиты уязвимых слоев населения, особенно лиц с инвалидностью, строительства социально-ориентированного государства, укрепления конституционных основ независимости судебной власти, обеспечения справедливости законов и судебных решений, реализации принципов верховенства Конституции и законов, прав человека.
Во-вторых, на основе глубокого изучения пожеланий избирателей Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев указал на необходимость конституционной реформы, которые нашли свое отражение в его двух обращениях парламенту и народу страны, многочисленных выступлениях, а также в его первой фундаментальной авторской монографии «Стратегия развития Нового Узбекистана».
В-третьих, политические партии, прежде всего УзЛиДеП и ДП «Миллий тикланиш», организовали глубокое изучение настроений и пожеланий своего электората относительно предстоящих конституционных реформ. При этом свыше 1,5 млн. членов этих партий и их электорат не только поддержали, но и указали на необходимость модернизации Конституции как важнейшего условия достижения поддержанных народом целей и задач Стратегии развития Нового Узбекистана, обеспечения устойчивого развития, создания необходимых правовых основ для еще более ускоренного и динамичного реформирования всех сфер социально-экономической, политико-правовой и культурно-гуманитарной жизни общества и страны.
В-четвертых, в ходе различных этапов разработке и всенародного обсуждения проекта новой редакции Конституции Узбекистана от граждан, представителей академического сообщества, институтов гражданского общества, частного сектора, государственных структур и организаций поступило свыше 220 тысяч предложений. Это примерно в 50 раз больше, чем общенациональное обсуждение в 1992 году.
В-пятых, в разработке, обсуждении проекта Новой редакции Конституции Узбекистана, осуществлении конституционных реформ самое активно участие принимали институты гражданского общества, академическое сообщество страны.
По мнению участников форума, все это свидетельствует с одной стороны, об укреплении гражданской позиции населения страны, повышении активности демократических институтов, с другой – росте открытости и прозрачности осуществляемой в стране политики реформ, основанной на всемерном вовлечении граждан и гражданских институтов в управление делами общества и государства.
В ходе форума участники на конкретных примерах показали полную имплементацию ЦУР в новую редакцию Конституции Узбекистана. В частности, в Конституции усилены нормы в сфере обеспечения гармоничного союза человека и природы, борьбы с изменениями климата и защиты окружающей природной среды (6-й ЦУР), предусматривающие:
дальнейшее конституционное развитие страны по пути приумножения и сбережения для нынешнего и будущих поколений бесценных природных богатств страны и здоровую окружающую среду, а также реализацию единой государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природного богатства и биологического разнообразия, борьбы с изменением климата, эпидемиями, пандемиями, смягчения их последствий (Преамбула, п.4., статьи 115);
закрепление прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 49), а также обязанности граждан бережно относиться к окружающей природной среде (статья 62);
обязанности государства в сфере реализации мер в соответствии с принципом устойчивого развития по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия, а также охране и восстановлению экологической системы, социальному и экономическому развитию региона Приаралья (статья 49).
В плане достижения ЦУР указаны также важность новелл Конституции Узбекистана, в новой редакции касающиеся построения социального и правового государства, обеспечения устойчивого экономического развития и др.
Третье. Участники международного форума отметили тенденцию последовательного расширения участия гражданского общества в реализации целей и задач устойчивого развития. Сама «Повестка дня ООН до 2030» основана на концепции участия и вовлечения гражданского общества, реализации принципа «никого не оставит позади».
При этом, если при создании ООН были организованы консультации с примерно 240 ННО, то сегодня 6494 НПО имеют консультативный статус. Только в 2023 г. Комитет по неправительственным организациям ООН, рассмотрев 560 заявлений НПО, предоставил такой статус 214 из них.
Эксперты подчеркнули, что за последние 20 лет принято свыше 60-ти резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, а также международных договоров, направленных на содействие государствам в формировании инклюзивного и открытого общества, признание роли и предоставление гражданскому обществу возможности активно участвовать в устойчивом развитии, формирование благоприятных политических, организационно-правовых и иных условий для их свободного развития и деятельности.
В мире наблюдается тенденция роста вклада «третьего сектора» в развитие экономики и решение актуальных проблем в социальной, гуманитарной, экологической и иных сферах. За последние 4 года вклад «третьего сектора» в развитие экономики и ВВП в некоторых странах мира вырос в 2-2,5 раза, в частности в Канаде этот показатель достиг – 8,1% ВВП, во Франции – 4,7%, Бразилии – 4,4%. Темпы роста занятости в некоммерческом секторе тоже существенно опережали темпы роста занятости в экономике (в некоторых странах вдвое) в целом. Сегодня ННО принимают активное участие также в решении актуальных проблем устойчивого развития в различных секторах, включая образование, здравоохранение, искоренение бедности, права человека и гендерное равенство и многие другие.
Кроме того, Чрезвычайный и полномочный посол Индии в Узбекистане М.Прабхат обозначил опыт Индии в развитии сотрудничества с гражданским обществом в реализации задач и мониторинге достижения национальных ЦУР, в т.ч. при разработке Добровольных национальных обзоров (ДНО). В частности, «ДНО за 2020 год отразил парадигму «всего общества», поскольку в него были включены идеи более 1000 представляющих интересы уязвимых групп населения гражданских институтов, которыми полностью подготовлен раздел «Никого не оставлять позади: голоса сообщества». В нем отмечалось, что «благодаря экономическому росту и инициативам гражданского общества по социальной интеграции Индия смогла сократить «многомерную бедность» почти вдвое, с 24,85% в 2016 г. до 14,96% - в 2021 г., что указывает на то, что 135 миллионов человек избежали многомерной бедности. Удалось также повысить уровень образования, активно расширять возможности базовой инфраструктуры, сохранить богатое биологическое разнообразие, и наладить партнерские отношения в интересах устойчивого развития».
Глава отдела Политики, прессы и информации Делегации Европейского Союза М.Качераускис особо отметил, что «во всем мире гражданские институты участвуют в осуществлении реформ, призывая правительства к подотчетности. Они вносят свой вклад своим участием в поиск решения каких глобальных проблем, играют важную роль, в частности, в оказании помощи людям с инвалидностью, формировании инклюзивного общества, а также реализации их прав и свобод в сфере участия в управлении делами общества и государства».
По его словам, ратификация Узбекистаном Конвенции о правах инвалидов является огромным достижением, указывающим на политику страны в области обеспечения достоинств, прав и свобод человека, особенно людей с инвалидностью. Этот шаг ускоряет достижение ЦУР. При этом обсуждение исполнения Конвенции проводится на площадке, в которой участвуют не только государственные органы, но и неправительственные организации. По результатам обсуждения принимаются нормативно-правовые акты, опирающиеся на соответствующие предложения и рекомендации. Эти законодательные акты посвящены вопросам расширения возможностей использования транспортных средств, компьютерных технологий, которые в настоящее время актуальны для лиц с инвалидностью. Эти вопросы актуальны и для ЕС, где проживают примерно 7-8 млн людей с инвалидностью.
Участники международного Форума позитивно оценили опыт Узбекистана, деятельность свыше 600 неправительственных некоммерческих организаций страны, участвующих в защите достоинства и прав людей с инвалидностью, обеспечении их независимости, свободы выбора, не допуская их дискриминации по признаку инвалидности, в том числе в защите детей с ограниченными возможностями и право на сохранение своей индивидуальности. Особо отмечены усилия представителей ННО по мониторингу и реализации Конвенции ООН о правах инвалидов, их широкое вовлечение в процесс не только ратификации конвенций ООН в сфере прав человека, но и в процессе обеспечения их реализации.
Так, представитель Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) О.Дутинхем отметил исключительную важность расширения участия людей с инвалидностью и институтов гражданского общества в достижении ЦУР в Узбекистане. «Как партнеры по развитию, Правительство Германии признает необходимость инклюзивной политики развития в качестве предварительного условия для того, чтобы никто не остался позади. Одним из заметных достижений узбекско-германского сотрудничества является привлечение немецких инвестиций в улучшение социальной защиты в Узбекистане, повышение инклюзивности и расширение социальных услуг для уязвимых групп населения. Именно инклюзия и равноправное участие являются основополагающими принципами развития общества. Ориентиром для этого служит Национальная стратегия социальной защиты населения и, конечно, Стратегия «Узбекистан – 2030».
Эксперт Международной организации по миграции С.Брестовитский особо отметил вклад гражданского общества в достижении ЦУР путем содействия безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Анализируя «Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах» от 19 сентября 2016 г., использующуюся в качестве международно-правового инструмента достижения ЦУР в этой сфере, он подчеркнул «роль гражданского общества в социальной интеграции мигрантов в общество назначения, улучшении благополучия мигрантов, а также в определении оптимальных путей решения проблем, связанных с международной миграцией, и реализации возможностей, которые она открывает. Ведь в любом регионе мира ключевым партнером в деле удовлетворения потребностей беженцев является гражданское общество».
Участники международной конференции привели еще множество примеров о том, как гражданское общество может способствовать прогрессу, активно участвует в реализации многих ЦУР. Они подчеркнули «важность задействования этих усилий на нынешнем этапе ускорения достижения ЦУР. Ибо, ответственность за их достижение лежит на всех, а не только на государствах и ООН, поскольку многие проблемы современности могут быть решены только при участии и широком вовлечении граждан и гражданских институтов».
Четвертое. Международная конференция прошла в контексте значительного укрепления сотрудничества между Узбекистаном и ООН, а также повышения актуальности ЦУР для всего мира.
Участники международной конференции в своих выступлениях отметили, в частности, что за последние 7 лет:
во-первых, достигнут беспрецедентно высокий уровень сотрудничества между Узбекистаном и ООН. Сегодня успешно реализуется порядка 140 совместных программ и проектов;
во-вторых, Узбекистан избран членом ряда авторитетных структур ООН и активно участвует в их деятельности.
Являясь членом Совета по правам человека ООН, Узбекистан выдвинул свыше 30 инициатив глобального, регионального и национального масштаба по обеспечению прав и свобод человека. Принятие 7 резолюций Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева получило особое признание международного сообщества.
В данном контексте главным событием международной конференции стало обсуждение очередной инициативы главы государства, в т.ч. проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О расширении участия и укреплении роли гражданского общества в реализации Целей устойчивого развития».
По общему мнению участников международной конференции, передовой международный опыт свидетельствует, что именно тесное сотрудничество правительственных и неправительственных организаций является залогом успеха в деле достижения «Повестки дня – 2030».
В данном контексте предложенный проект резолюции ГА ООН охватывает два важнейших закономерностей сегодняшнего мирового развития:
с одной стороны, обеспечение устойчивого развития, основанное на обеспечении прав и свобод человека, создании условий для повышения и реализации его потенциала, а также экономического, социального и экологического прогресса на этой основе;
а с другой, вовлечение граждан, гражданского общества в достижение определенных «Повесткой дна – 2030» Целей устойчивого развития и реализации их задач. Ведь, сегодня сообщество неправительственных организаций представляет собой общемировую сеть, которую следует подключить к работе по достижению общих целей в области устойчивого развития, наделить соответствующими полномочиями и укрепить их роль.
Рассматривая проект резолюции ГА ООН, эксперты отметили, что его разработчики учли многие проблемы, которые имеются в различных странах мира в сфере формирования гражданского общества, поддержки его институтов. В частности, обращено внимание на то, что во многих государствах отмечается отсутствие конструктивного диалога между правительством и организациями гражданского общества по вопросам достижения ЦУР, их слабая вовлеченность в процессы разработки национальных планов развития, недостаточный уровень финансирования их деятельности, а также отсутствие активного эффективного участия неправительственных организаций в мониторинге выполнения обязательств государств в этой сфере и т.д.
В этом плане указано на важность того, что в проекте резолюции ГА ООН подчеркивается важность для достижения целей и задач «Повестки дня – 2030» таких институтов, как социальное партнерство и общественный контроль, а также дальнейшего укрепления глобального партнерства в интересах устойчивого развития. Подчеркнута важность поддержки существующих механизмов международного, регионального и двустороннего сотрудничества между государственными органами и неправительственными организациями, а также ценный вклад, который вносят института гражданского общества в содействие устойчивому развитию благодаря своему многолетнему и разнообразному опыту, специальным знаниям и потенциалу, особенно в области анализа, обмена информацией и знаниями, развития диалога и поддержки процессов устойчивого развития.
Национальные и международные эксперты международного форума подчеркнули, что с точки зрения гражданского общества представляет интерес следующие рекомендации и предложения, содержащиеся в проекте резолюции:
во-первых, дальнейшее расширение участия институтов гражданского общества, а также улучшение диалога с НПО в осуществлении «Повестки дня - 2030 г.», в т.ч. в сфере развития законодательства;
во-вторых, стимулирование и поощрение партнерства между государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Это способствует вовлечению и задействованию потенциала и ресурсов всего общества и государства к достижению ЦУР;
в-третьих, поддержка институтов гражданского общества и содействие их вовлечению в процессы последующей деятельности и обзора хода достижения ЦУР, особенно в процессы подготовки добровольных национальных обзоров. Ибо эти добровольные национальные обзоры позволяют извлекать ценные уроки и помогают странам отслеживать прогресс и обеспечивать учет ЦУР в национальных планах и политике;
в-четвертых, принятие необходимых организационно-правовых мер, которые обеспечили бы реальное участие неправительственных организаций на всех уровнях выработки и принятия решений, а также их реализации. В частности, М.Качераускис подчеркнул, что «в Европейском союзе определены 2 стратегических направления развития гражданского общества – создание благоприятной среды и условий для гражданского общества, а также повышение потенциала и совершенствование их деятельности. Это является залогом эффективного решения задач ЦУР»;
в-пятых, поддержка и дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере вовлечения и обеспечения участия НПО в достижение ЦУР, повышение роли и места гражданского общества в этой сфере;
в-шестых, разработка специальных механизмов финансирования, включая «ЦУР-ориентированное бюджетирование», для поддержки деятельности и расширения потенциала НПО, которые содействуют в реализации задач ЦУР.
В частности, участники отметили, что сегодня в глобальной повестке особенно актуальным является Доклад Генерального секретаря ООН от 18 сентября 2023 года, в том числе его замечание о том, что Цели в области устойчивого развития нуждаются в глобальном плане спасения, перехода стран к «ЦУР–ориентированному бюджету», чтобы достижение определенных государствами целей было подкреплено финансовыми и необходимыми иными ресурсами;
в-седьмых, пропаганда ведущей роли институтов гражданского общества в ускорении достижения реализации всех 17 Целей в области устойчивого развития на сбалансированной и комплексной основе, подтверждая приверженность достижению устойчивого развития в его трех измерениях – экономическом, социальном и экологическом измерениях.
На международном форуме позитивно оценены содержащиеся в проекте резолюции ГА ООН еще более десяти других предложений в этой сфере, а также внесены отдельные рекомендации к проекту документа.
Выражена «уверенность, что широкое их обсуждение, а также принятие проекта резолюции «О расширении участия и укреплении роли гражданского общества в реализации Целей устойчивого развития» будет способствовать поднятию на качественно новый уровень процессы устойчивого национального, регионального и глобального развития, надлежащей поддержки и помощи организациям гражданского общества на местах. В свою очередь, гражданское общество благодаря своему опыту, специальным знаниям и потенциалу и далее будут играть важную роль и внесут достойный вклад в достижение ЦУР. Ибо, только общими стремлениями и совместными усилиями можно достичь прочного мира и процветания. Сегодня, больше, чем когда-либо, нам нужны взаимное доверие, солидарность и сотрудничество», заключили участники форума.
Данные предложения и проект резолюции ГА ООН предполагается рассмотреть также в ходе II Международного глобального форума «Межпарламентское сотрудничество в достижении Целей устойчивого развития». Это свидетельствует о том, что эта очередная инициатива Президента Узбекистана остается в фокусе внимания международного сообщества.